Маяки


Маяки Бретани существовали всегда : освоение моря без них невозможно. В регионе находится треть всех маяков и сигнальных семафоров французского побережья. Сопротивляясь напору бурь и течений, эти гранитные крепости с XVIII века оповещают мореплавателей об опасностях, подстерегающих их у изрезанного берега со множеством скал и подводных камней. Ореолом легенд окружены маяки Финистера: Армен, Ля-Жюман, Кереон, Ля-Вьей.

История маяков

С античных времен греки и финикийцы размечали огнями опасные проходы. Во Франции береговую линию не обозначали огнями вплоть до Средних веков, предпочитая не привлекать внимание чужеземцев и грабителей. Впоследствии некоторые участки стали обозначать при помощи обычных костров. Первые маяки были построены в XVII-XVIII веках, но особое распространение они получили уже в XIX веке. Старейший сохранившийся в Бретани маяк – Стифф, на о. Уэссан, строительство которого было начато в 1685 году по приказу Вобана (открыт в 1700 году).

Освещение маяков

Источники света, используемые на маяках, совершенствовались благодаря новым изобретениям. Горящий древесный уголь сменился масляными лампами, которые устанавливались перед сферическим рефлектором, а в дальнейшем перед параболическим зеркалом. Но самым значительным нововведением в области оптики было открытие инженера Огюстена Френеля, который изобрел систему ступенчатых линз, используемую и по сей день. Это поистине революционное открытие увеличило дальность видимости маяков за счет фокусирования светового сигнала и позволило экономить драгоценное топливо. Рапсовое масло сменили другие виды горючего: керосин, газ, — а позднее и электричество. В настоящее время разрабатываются программы по модернизации маяков с использованием возобновляемых видов энергии: энергии солнца и ветра.

Трудности возведения


Некоторые маяки сооружены в невероятно сложных условиях: на скалах, покрываемых водой во время прилива,в зонах сильных течений и частых бурь. Легендарный маяк Армен возведен прямо среди бурных вод пролива Сен (Raz de Sein), на скале, которая во время отлива поднимается над водой лишь на 1,5 м. Когда погода позволяла, рабочие бурили отверстия для арматуры. За первый год они пробурили всего 15 отверстий, а за следующий год – 34. За весь 1870 год они работали всего 8 часов, а за 1873 – всего 6. Строительство маяка длилось 14 лет. Маяк Ля-Жюмен, близ о. Уэссан, был построен за 7 лет.

Автоматизация маяков

На сегодняшний день почти все маяки автоматизированы. Первыми были Армен (1990), Ля-Жюмен (1991) и Ле-Пьер-Нуар (1992). Маяк, находящийся в море, считается автоматизированным, если он может функционировать без ежедневного человеческого вмешательства. Таким образом, легендарная профессия смотрителя маяка, связанная с множеством трудностей, находится на грани исчезновения. Теперь на смотрителе лежит обязанность следить за автоматизированными системами и принимать соответствующие меры в случае необходимости. Он занимается техническим обслуживанием маяка и подступов к нему, обеспечивает радиосвязь и съемку метеорологических показаний.

Посещение маяков

Около 80 маяков зажигают свои огни вдоль побережья Бретани. Даже если на маяках уже никто не живет, некоторые из них открыты для посещения. Из самых известных маяков можно осмотреть Сен-Матье, Трезьен, Иль-Вьерж, Стифф, Креах… Последний находится на о. Уэссан и оснащен самой мощной лампой, дальность видимости которой достигает 120 км в ясную погоду. В бывшем машинном отделении сегодня размещен музей маяков и буев.

Маяки и береговые ориентиры


Для мореплавателей маяки, буи и береговые ориентиры являются неотъемлемой частью морского пейзажа. Буи – это плавучие знаки, которые позволяют моряку определить его местоположение при продвижении в береговой зоне и избежать опасностей. Колокольни, водонапорные башни, а также все неподвижные объекты, хорошо видные с моря и нанесенные на навигационные карты, называются береговыми ориентирами.

Посещение маяков возможно с разрешения местных отделений службы управления маяками.

Яндекс.Метрика