Музей Jacquemart — Andre
Роскошный особняк в стиле Второй Империи был построен между 1869 и 1875 годами архитектором Анри Параном для Эдуарда Андре, происходившего из богатейшей семьи банкиров–протестантов. Вскоре Эдуард Андре женится на Нелли Жакмар, художнице.
У Нелли и Эдуарда нет детей, и они решают заняться коллекционированием произведений искусства, в первую очередь итальянского Ренессанса и французского 18-го века. Обладая прекрасным вкусом, незаурядными связями и, разумеется, средствами, супруги Андре собирают ценнейшую коллекцию (Ботичелли, Учелло, Мантенья, Рембрандт, Фрагонар, Буше, Шарден, Гварди). Они даже перевозят сюда фрески Тьеполо из-под Венеции!
Переступая порог Музея Жакмар-Андре, Вы попадаете не только в дом коллекционеров, целая жизнь которых была посвящена этой единственной страсти, но и в богатейший дворец, где так легко представить себе, как жил богатый Париж в самый блистательный из периодов своей истории. При музее есть чайный салон, плафон которого также украшен фресками Тьеполо. Можно приятно закончить визит по музею, выпив чашечку ароматного чая или кофе с изысканными пирожными.
Paris Story
Позади Grand Opéra на улице Rue Scribe находится один из самых необычных музеев Парижа – PARIS STORY.
Эту феерию задумали и создали в 1991 году отец и сын Шарль и Мишель Рюти, великие патриоты Парижа, его истории, его поэзии, всех его тайн. … Свет в зале гаснет. На огромном панорамном экране (12 м. Шириной) возникает изображение Виктора Гюго. Начинается виртуальное путешествие по Парижу сквозь века. Рассказ начинается от старых камней острова Лютеция, мелькают эпохи, времена, меняются нравы, архитектурные стили. Париж возводит стены, строит дворцы и музеи, растет, преображается, порой разрушается, порой его охватывает пламя, затопляют воды Сены… Город воскресает из пепла, после наводнений и пожарищ, войн и перестроек. За 50 минут перед Вами пройдет 2000 лет истории в фотографиях, документальной съемке и архивных документах. И не бойтесь чего-то не понять – рассказ французского классика переводится на 16 языков (в том числе, русский), перевод звучит в наушниках, прикрепленных к каждому креслу. В этом же музее можно посмотреть с высоты птичьего полета всю панораму Парижа. Тактильные экраны дают доступ к фотографиям и описаниям 156 основных достопримечательностей Парижа, включая те, которые фигурируют в книге «Код да Винчи». Спектакль и интерактивный макет помогут Вам сориентироваться в городе, сделать свой выбор того, что хочется посмотреть, познакомиться с историей Парижа. Музей открыт ежедневно.
Стоимость билета 10 евро для взрослых, 6 евро для детей до 18 лет.
Адрес музея: 11 bis, rue Scribe – 75009 Paris
Metro: Opera
Лувр
Лувр — один из величайших музеев мира. Королевский замок, гордость Франции, место действия романов Дюма. А еще – тюрьма и библиотека, сокровищница и средневековый замок…
В основу архитектуры замка легла цитадель, вдоль Сены, которую выстроил в начале ХIII века король Филипп-Август для оборонительных целей, и как символ могущественного централизованного государства. В дальнейшем Лувр неоднократно перестраивался и достраивался, менял свой облик. Шли годы, менялись короли. Кто-то предпочитал жить в Лувре, кто-то за его пределами. Но все они вносили что-то свое в облик дворца, парка.
Всякий монарх делал это непременно, и, по крайней мере этим, входил в историю Франции. В 1981 году по решению президента Республики Франсуа Миттерана начались реставрационные работы в Лувре. Самые древние части (развалины главной башни) были восстановлены, а во дворе Наполеона появилась знаменитая пирамида, при помощи которой осуществляется связь между новыми залами и двором. Автор пирамиды — Минг Пей, американский архитектор c китайскими корнями.
Сегодня Лувр — один из крупнейших музеев мира, в собрание которого входят выдающиеся произведения искусства — собрания картин, скульптур, гравюр, рисунков, гобеленов, изделий из слоновой кости, фарфора, керамики и бронзы.
Здесь находится уникальная коллекция собраний со всего мира, которую непременно надо посетить каждому, будучи во Франции!
Эйфелева Башня
Сооруженная к Всемирной выставке в 1889 г., Эйфелева Башня (317 м) была самым высоким зданием в мире. Первоначально она являла собой символ Революции и должна была показать технические достижения Франции за последние 10 лет, но впоследствии стала символом Парижа для всего мира. На момент строительства Эйфелева башня бросила вызов всем традиционным правилам архитектуры. Сейчас это телевизионная башня для всего Парижа и области. С третьего этажа башни открывается широкая панорама Парижа и Иль-Де-Франс в радиусе 70 км. Там находится и витрина-кабинет Гюстава Эйфеля. Гюстав Эйфель выиграл конкурс, представив свой проект, который был прозван в артистических кругах того времени как «башня в гайках». 12000 железных деталей скрепляются 2 500 000 заклёпками, чтобы получился плавный изгиб. Эйфелева башня внесла новую ноту в дизайн промышленного строительства, хотя и встретилась с большим количеством саркастических комментариев от более консервативных наблюдателей. Все считали, что она простоит недолго и скоро разрушится, поэтому предварительно намечалось оставить её только на 20 лет, но этот срок был продлён на 70 лет решением правительства в 1910 году. В 1986 г. внешнее ночное освещение башни было заменено системой освещения изнутри самой башни так, чтобы после наступления темноты она выглядела поистине волшебно! По трем лифтам можно подняться на несколько промежуточных обзорных галерей и площадок, а также на самый верх башни. С верхней площадки открывается вид глубиной 137 км.
Башня имеет три этажа. Первый 57 м, второй в 115 м и третий в 276 м. Эйфелева башня живёт в ритме своего времени: на двух её этажах находятся два прекрасных ресторана.
А в стеклянном фонаре на верхней площадке находятся физическая и биологическая лаборатории, являющиеся наблюдательной базой бюро погоды.
Монмартр
Квартал Монмартра связан с историей литературы и искусства. В конце XIX в. в его кафе, кабаре и прочих заведениях любили собираться художники, писатели, поэты и их поклонники. Ночная жизнь квартала бурлит, как и в те времена, однако она утратила прежнее очарование — представители богемы уже давно покинули Монмартр. Впрочем, Монмартрский холм до сих пор сохранил прелесть сельской атмосферы. Стайки туристов взбираются на холм и стекаются к площади Тертр, которую заняли бесчисленные ремесленники-портретисты и торговцы сувенирами. Приятно пройтись по узким улочкам Монмартра, полюбоваться дивными сквериками, маленькими террасами, длинными лестницами и знаменитым виноградником, где каждую осень устраивается праздник сбора винограда. На кладбище Монмартра похоронены многие известные личности: Нижинский, Дюма-сын, Гейне, Берлиоз, Дега, Оффенбах и др. Но и по сей день живы кафе и дома, видевшие не только их, но и весь литературно-художественный мир Парижа рубежа XIX и XX вв.На склонах холма сохранились знаменитые виноградники Монмартра, рядом с которыми стоят дома, увитые виноградом и плющом. Тут жили Ренуар, Ван Гог, Верлен, Пикассо… Сейчас здесь тысячи туристов любуются на живописные уголки, уличных художников, клоунов, жонглеров… Кажется, что Монмартр превратился в огромный театр под открытым небом, где вместо буфета и фойе — знаменитые кабаре и рестораны, театры, дискотеки, музеи…
Со смотровой площадки, расположенной у собора Сакре-Кер, которая является самым высоким местом Парижа, открывается умопомрачительный вид на город: Собор Парижской Богоматери, Опера, Лувр, Музей Орсэ, Площадь согласия, триумфальная арка, Эйфелева башня, — весь город лежит пред Вами. У подножия холма — один из центров ночной жизни города — лайв — и пип-шоу, секс-шопы, бары с девушками, эротический музей, эротические театры. Здесь же находится и целый ряд знаменитых кабаре: Мулен Руж, Новая Ева, Лапан Ажиль и др. Среди ресторанов – немало известных своим выбором даров моря, тут же располагаются театры, дискотеки…
Мосты Парижа
Разделяющая на две части Париж р. Сена была бы серьезным препятствием для туристов, если бы не 38 мостов, перекинутых через нее, расстояние между которыми около полкилометра.
Парижские мосты воспевали поэты и певцы, композиторы и кинематографисты.
Вдоль набережной стоят баржи, самых разных цветов и размеров. Некоторые из них катают туристов, другие переоборудованы в ресторанчики и кафе, а третьи – в элитные апартаменты парижан.
Самым роскошным считается мост Александра III, украшенный позолоченными колоннами в стиле Арт-Нуво с бронзовыми светильниками, херувимами, купидонами, нимфами и крылатыми конями. Мост был построен в 1896 году в память о заключении франко-русского соглашения и носит имя российского самодержца.
Мост Согласия (Pont Concorde) знаменит тем, что был построен из камней разрушенной Бастилии.
По интенсивности автомобильного движения второе место после моста Согласия занимает Мост Аустерлиц (Pont d’Austerlitz). Длина моста, расположенного между площадью Маза и набережными Аустерлиц и Сен-Бернар, 200 м, ширина — 32 м.
Первым железным мостом через Сену стал ажурный Мост Искусств (Pont des Arts), построенный в 1802 году. Мост искусств предназначен только для пешеходов.
Мост Менял (Pont au Change), построенный в IX веке при короле Карле Лысом, соединяет правый берег Сены с островом Сите. В средневековые времена этот мост облюбовали многочисленные лавочники и менялы.
Еще один знаменитый парижский мост называется «Новый». Как ни странно, но (Pont Neuf) – один из самых старых мостов Парижа. Новый мост — самый романтический мост Парижа, соединяющий правый и левый берега Сены с западной частью острова Сите.
Мост Нотр-Дам (Pont Notre-Dame) облюбовали роллеры. А многочисленных туристов спешащих в знаменитый собор Парижской богоматери на мосту поджидают армия карикатуристов, шаржистов и просто художников.
Мост Шарля де Голля (Pont Charles de Gaulle), 37-й по счету, выполнен в форме крыла самолета.
Самый короткий мост в Париже так и называется – Petit Pont («малый мост»), его длина всего 32 м. Он соединял берега Сены еще в те времена, когда Юлий Цезарь завоевывал Галлию.
А строительство гладкого, модернистского и узкого моста для пешеходов «Solferino» закончилось в 1999 году.
Мост Симоны де Бовуар — первый во французской столице мост, названный в честь женщины соединяет современный городской район с производственными зданиями и многоэтажными жилыми домами на правом берегу Сены с Национальной библиотекой Франсуа Миттерана на левом берегу.
Латинский квартал
Латинский квартал (Quartier Latine) получил свое название благодаря Сорбонне, теологическом колледже, преподавание в котором велось с 1257 года на латыни и на открытом воздухе (здание университета построили только в XVII веке). В этих местах по-прежнему много студентов, хотя туристов все-таки больше, поэтому, выбирая Латинский квартал, Вы волей-неволей присоединяетесь к шумной, пестрой, демократичной дневной толпе. Латинский Квартал — один из парижских мифов — антагонизм Правого и Левого берегов Сены. На Правом берегу — буржуазия и чиновники, на Левом — богема, библиофилы, профессура, студенты и писатели. На Правом берегу — деньги, власть и высокая мода, на Левом — экзистенциальные кафе, дух свободы и веселья. На самом деле все давно изменилось и перепуталось. Лучшие годы Левого Берега позади. Богема обзавелась буржуазными привычками, знаменитые «левые» перебрались в правительство, недвижимость взлетела в цене, местные жители ложатся спать в пол-одиннадцатого.
Это один из самых исторических районов Парижа и изобилует памятниками — Пантеон, сама Сорбонна, Музей Клуни, Площадь Вивиани, Арена Лютеция и Мечеть Парижа находятся в нескольких минутах ходьбы друг от друга. Это один из самых живых районов Парижа, в любое время суток здесь вы встретите уличных музыкантов, зазывал около небольших ресторанчиков, просто гуляющих/отдыхающих/ужинающих. Особая прелесть в небольших улочках квартала, где иногда трудно разойтись даже двоим пешеходам.
Пантеон
Пантеон (Pantheon) — неоклассическое здание в Латинском квартале Парижа. Первоначально церковь св. Женевьевы, позже — усыпальница выдающихся людей Франции. На входе Пантеона — надпись AUX GRANDS HOMMES LA PATRIE RECONNAISSANTE («Великим людям благодарная отчизна»).
В 1744 году Луи XV поклялся, что если он выздоровеет, то построит церковь на месте старого аббатства Святой Женевьевы. Он поправился, но выполнение обета заняло у него много времени. Только в 1764 году брат мадам Помпадур нанял архитектора Суффло, чтобы разработать дизайн церкви в виде греческого креста с куполом, напоминающим купол собора Святого Павла в Лондоне. Строительство завершилось в 1789 году, под руководством Ронделе, ученика Суффло. После Революции церковь стала Храмом Славы и местом для погребения великих людей Франции. Временно или постоянно, здесь были захоронены такие люди, как Мирабо, Марат, Вольтер. В 19 веке монумент менял свою роль несколько раз, он становился то церковью, то опять пантеоном, трудно было поддерживать свои функции. После захоронения здесь Гюго он вновь стал пантеоном. Здесь также покоится прах Руссо, Суффло, Золя и Брайля. Единственная женщина, захороненная здесь – Мария Кюри, она похоронена рядом с мужем, Пьером Кюри. Перед тем, как войти в крипту, обратите внимание на поразительные фрески, на которых изображены сцены из жизни Святой Женевьевы.
Адрес: Plaсe du Pantheon, метро Cardinal Lemoine.
Открыт ежедневно с октября по март — с 10.00 до 18.45, с апреля по сентябрь — с 9.30 до 18.30.
Елисейские поля
Елисейские Поля (фр. Champs-Elysees), одна из главных магистралей Парижа. Знаменитые Елисейские поля протянулись между площадью Согласия и Триумфальной аркой (ширина 71 метр, длина 1915 метров). По сравнению с двухтысячелетним возрастом Парижа Елисейские поля – сравнительно молодая улица. Когда-то здесь лежал высохший рукав Сены, и вплоть до начала XVI века это были болотистые места, куда французские короли приезжали поохотиться на уток. В 1616 году по указанию Марии Медичи здесь были проложены три аллеи с вязами, а в 1667 году под руководством пейзажного архитектора Ленотра устроена прогулочная зона, продолжавшая Тюильрийский сад. Первые дома появились на Елисейских полях, когда началось строительство королевского дворца в Версале. Позже на Елисейских полях появились элегантные особняки, залитые асфальтом тротуары, газовые фонари. Елисейские поля – традиционное место военных парадов, проводимых здесь 14 июля (день взятия Бастилии) и 11 ноября (окончание первой мировой войны). На Елисейских полях много кинотеатров, коммерческих центров крупнейших автомобильных кампаний, знаменитое кабаре «Лидо» (а напротив – один из самых дорогих русских ресторанов «Распутин»), огромный магазин музыкальной продукции Virgin Megastore, туристические агентства разных стран, центральный оффис туризма (здесь можно получить буклеты и проспекты о достопримечательностях Парижа). Рестораны постепенно уступают место «американскому общепиту» типа Макдональдс. Впрочем, пока еще «жив» знаменитый ресторан Le Fouquet’s (среди его постояльцев были Саша Гитри и Чарли Чаплин).
Триумфальная арка
Возвышающаяся в центре площади Звезды Триумфальная арка (Arc de Triomphe) — самая большая в мире. Постройка Жана Франсуа Шальгрена — такой же официальный символ города, как Эйфелева башня или Нотр-Дам. В 1920 году под Триумфальной аркой был зажжен Вечный огонь в память о неизвестном солдате, погибшем в годы Первой мировой. В 1970 году, после смерти генерала де Голля, площадь получила двойное название: place Charles de Gaulle — Etoile. Арку стоит обойти по кругу, отбиваясь от продавцов самых худших печеных каштанов в Париже. С внешней стороны ее украшают скульптуры, с внутренней выбиты названия мест сражений и имена генералов. Барельефы по сторонам арки — сцены самых триумфальных побед императорской армии.
Собор Парижской Богоматери
Собор Парижской Богоматери был построен на месте христианской базилики, сменившей в совю очередь древнеримский храм. Его строительство началось в 1163 г. и было завершено лишь к 1345 г. Разрушения, вызванные временем, людьми и трагедиями бесконечных войн, в течение многих веков искажали первоначальный облик церкви. Радикальная переделка была осуществлена Виолле ле Дюком с 1844 по 1864 гг. — именно он создал ирреальный мир химер — демонов, смотрящих иронично и задумчиво на раскинувшийся далеко внизу город, фантастических и чудовищных птиц, гротескных фигкр злобных монстров, выглядующих из самых неожиданных мест. Обязательно соберитесь с духом и поднимитесь на башню собора — Вам откроется замечательный вид.
С площади, от которой расходятся все дороги Франции (бронзовая доска с надписью 0 км стоит посередине эспланады), в храм ведут три двери, украшенные многочисленными статуями. Достойны внимания во-первых, расположенное над центральным входом большое круглое окно-розетка, диаметром в 10 метров, тончайшей ажурной работы по камню и цветному стеклу, насчитывающее уже семь веков, а во-вторых, великолепные витражи и две боковые розетки. Высота башен собора 69 метров, а шпиля — 90 м. На южную башню собора можно подняться по лестнице. Большой колокол в 15 тонн весом звонит только в очень торжественных случаях.
Адрес: Метро Cite. Часы работы: с 08:00 до 18:45 с понедельника по пятницу, 08:00-19:45 — в субботу и воскресенье. Допуск посетителей органичен во время богослужений.
Церковь Сакре Кер
Одна из самых красивых церквей Парижа – Сакре Кёр («Sacre Coeur» — церковь Сердца Христова). В каком бы месте города Вы ни находились, Ваш взгляд обязательно задержится на белых куполах базилики Сакре Кер, величественно возвышающейся на вершине Монмартрского холма. Сакре Кер возводилась как церковь национального покаяния и примирения. Камни на ее постройку добывались в каменоломнях Шато-Ландон к югу от Парижа. Именно благодаря этим камням храм и приобрел свой удивительный цвет, мерцающий неповторимыми оттенками молочно-розовой белизны. Церковь построена в романо-византийском стиле: четыре небольших купола и один большой, прочно стоящий на высоком барабане восточного происхождения. Позади церкви — квадратная колокольня, 84 метра высотой, со знаменитым колоколом, одним из самых больших колоколов в мире – его вес составляет 19 тонн. Великолепный фасад церкви, медленно приближающийся к посетителю по мере подъема по каскаду лестницы, украшают скульптуры Христа и самаритянки, Марии в доме у Симона. Внутри церковь богато украшена мозаиками. Мозаичные панно над кафедрой изображают сцены поклонения Святому Сердцу Христову. Крипта под храмом открыта для посетителей и служит выставочным помещением для произведений сакрального искусства. С террасы, на которой как бы установлено здание церкви, открывается замечательный вид на улочки Монмартра.
Центр Жоржа Помпиду
В 1977 г. в Париже торжественно открылся Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду (Le Centre National d’Art et de Culture Georges Pompidou) — многофункциональный культурный комплекс, в который входят главный парижский Музей современного искусства, богатейшая библиотека, выставочные и концертные залы, Институт исследования и координации акустики и музыки с ультрасовременными лабораториями и, наконец, обширная площадь перед главным входом, служащая ареной для выступлений бродячих артистов, музыкантов, циркачей. Построенный в стиле хай-тек, Центр, в обиходе именуемый Бобуром, внешне похож на огромную фабрику или нефтеперегонный завод: сталь, стекло, переплетения красно-синих труб, балок — все конструкционные элементы вынесены наружу, в то время как внутренние помещения представляют собой что-то вроде ангаров.
Национальный центр культуры и искусства им. Жоржа Помпиду расположен в центре старинного квартала Бобур. Среди реставрированных и обновленных зданий квартала он резко выделяется своей современной архитектурой. Идея его создания принадлежит президенту Франции Жоржу Помпиду. Из 680 конкурсных работ был выбран проект итальянца Ренцо Пьяно и американца Ричарда Роджерса. Построенное здание состоит из шести застекленных параллелепипедов, причем все ярко выкрашенные арматурные соединения, лифты, эскалаторы и трубопроводы выведены наружу. Такая конструкция здания позволила освободить максимум полезной площади — 40 тысяч м2. Зато замерзают водопроводные трубы, а очень сложный и трудоемкий уход за зданием обходится ежегодно в 5 млн. франков. Это странное, на первый взгляд, здание вызывало дебаты и горячие споры с момента его создания в 1977 году. Многие утверждали, что здание не вписывается в окружение, называли его нефтеочистительной фабрикой или буровой установкой. Но со временем к Бобуру привыкли, оценив его многочисленные достоинства. Центр Помпиду в настоящее время собирает больше посетителей, чем любая другая достопримечательность столицы. Экстравагантный, даже можно сказать ‘кричащий’ фасад вполне соответствует тем картинам, которые представлены в музее (кубисты, авангардисты и т.п.). Выставочные залы, библиотека и потрясающие музейные коллекции (включая Музей Современного искусства — Musee d’Art Moderne) привлекают множество любителей живописи.
Адрес: Palais Beaubourg, 4-eme.
Метро: Rambuteau.
Часы работы: cреда-понедельник с 11:00 до 21:00, приобрести билеты можно до 20:00.
Музей духов Фрагонар
Какой русский, побывавший в Париже, не слышал имя «Фрагонар». Каких только небылиц не наслушаешься от всезнающих русских туристов. В России «музей духов Фрагонар» известен как уникальная парижская достопримечательность, уверенно занимающая ведущее место среди таких колоссов, как Лувр и Версаль.
Давным-давно в городке Грас на юге Франции жил да был талантливый художник по имени Жан Оноре Фрагонар. И настолько были хороши его полотна, что получил он известность в самом Париже. И вот, благодарные потомки увековечили его имя, назвав его именем самый красивый бульвар городка Грас. Так уже случилось, что в одном из домов на этом бульваре в 1926 году открылась фабрика по производству эфирных масел из лепестков роз. По французским традициям название привязывают к месту. Например, если кафе находится возле театра, то называется оно «Театральное кафе» или «Артистическое кафе», пивная возле вокзала, скорее всего, будет называться «Привокзальной пивной» или «Локомотивом». А вот возле этой фабрики, кроме бульвара Фрагонар, ничего выдающегося нет. Да и имя Фрагонар очень созвучно таким именам, как Галимар или Молинар, а значит, можно встать в один ряд с уже известными парфюмерными фабриками. Намного позднее, на рубеже XXI века, коммерсанты парфюмерной фабрики «Фрагонар» решили приобрести помещение в центре Парижа и открыть там свой магазин. Кому первому пришла блестящая мысль открыть магазин под видом музея и завлекать визитёров бесплатными экскурсиями с гидом, сказать трудно. Скорее всего, просто были к этому соответствующие предпосылки. Шикарное помещение в доме эпохи Наполеона III. Красивая лепнина стен и потолков была дополнена хрустальными люстрами, старинной мебелью и картинами художника Фрагонара. Привезённые с фабрики отработанные медные котлы и стеклянные колбы, вперемежку со старинной мебелью, как раз и дают впечатление музея. И в последнем зале разместился сам магазин, который и есть закамуфлированная цель вашего визита.
Отсутствие французских клиентов ориентирует владельцев фабрики на туристов как на золотую жилу. У туристов всегда есть деньги, желание их потратить, они не искушены и не избалованы, как французы. Настоящие французские духи – во Франции.
Адрес: 9 Rue Scribe, Paris.
Музей Орсей
Музей расположен в здании бывшего вокзала Орсэ, закрытого в 1939 году. Сейчас, оставаясь памятником промышленной архитектуры, музей располагает произведениями искусства XIX- начала XX века. Несмотря на то, что это первый музей импрессионистов, в нем также представлены все движения в живописи и искусстве с 1848 — до первой мировой войны. На первом этаже представлены работы Эдуарда Мане (в особенности интерес представляет его картина ‘Олимпия’, вызвавшая огромный скандал после того, как ее обнаружили в 1865 году). Далее располагаются картины Моне, Ренуара, Эдгара Дега, Сислея, Писсаро и др. Также представлено более 12 картин Ван Гога и первые работы кубиста Сезанна.
Адрес: 62, r. de Lille, Ж/д станция (RER) — Musee d’Orsay.
Часы работы:
с 20 июня по 20 сентября
вторник-среда и пятница-воскресенье — с 9:00 до 18:00
четверг — с 9:00 до 21:30
с 21 сентября по 19 июня
вторник-четверг и пятница-воскресенье с 10:00 до 17:45,
четверг — с 10:00 до 21:45
Район Дефанс
Манхэттен Парижа — район Дефанс. Его начали строить еще в 1950-е годы, когда Европа не знала небоскребов. Это была абсолютная новация, которая, в то же время, не отрицала ни старых традиций Парижа, ни авангардных и где-то даже утопических идей Ле Корбюзье. Здесь всe соразмерно человеку, его психологии — высота зданий, цвет их облицовки, и пр. Район Дефанс уникален для Европы и своим внешним обликом, и своей транспортной системой (которая полностью исключила автомобильные «пробки» — бич всех мировых Сити), а также тем, что все небоскребы стоят не на земле, а буквально парят в воздухе. Весь Дефанс стоит на огромной бетонной плите, которая была положена поверх действующих авто- и железнодорожных трасс. Дефанс — единственное место на планете, где использована подобная технология строительства нового района без отрицания старого.
Адрес: метро La Defense или Picpus.
Остров Сите
Остров Сите – «начало всех начал», колыбель французской столицы. Еще в III веке до нашей эры на острове Сены обитало кельтское племя паризиев. Примерно в 52 году до нашей эры римские завоеватели, пришедшие в Галлию, поселились на острове, дав ему название «Лютеция». Сначала здесь появился небольшой гарнизонный городок, а затем на острове и на левом берегу Сены были выстроены виллы, Термы (римские бани) некрополь, акведук, театр и два храма. В начале III века площадь острова составляла 10 га (площадь современного Сите – 17 га). Вниз по течению стоял дворец римских правителей, где в 359 году полководец Юлиан был провозглашен императором (вторым коронованным в Париже императором стал Наполеон Бонапарт). Вверх по течению, там, где теперь высится собор Нотр-Дам, стоял языческий храм. Остальная часть острова была застроена каменными одноэтажными домами с крышами-террасами. Население Лютеции составляло в то время примерно 7 тысяч человек. В 267 году началось нашествие варваров, и жители левого берега перебрались на остров, где рукава Сены служили им надежной защитой от врагов. Примерно в 360 году Лютеция была переименована в Париж. В 508 году Галлия была завоевана франками, и король Хлодвиг объявил Париж столицей франкского королевства (от государства франков происходит современное название страны – Франция). В эпоху Каролингов город шесть раз подвергался нападению норманнов, и каждый раз жители укрывались на острове, где они возводили крепостные стены. В результате этих оборонительных работ произошло повышение уровня земли (за всю свою историю остров Сите «вырос» на семь метров).
Как выглядел остров в начале XIV века? В западной его части, на месте нынешнего Дворца юстиции, стоял в окружении фруктовых деревьев королевский дворец, а в восточной части – кафедральный собор и другие культовые постройки. Остальную территорию занимали рынок, больница «Отель Дьё» и жилые дома. На острове было проложено около сорока улиц, застроенных трех- и четырехэтажными домами. Первые этажи были выстроены из камня, остальные – из дерева и самана (сырцовый кирпич из местной глины). Четыре моста, застроенных домами, соединяли остров с берегами Сены. В 1607 году через Сену был перекинут Новый мост, а позднее сооружены еще четыре моста. Таким остров Сите оставался вплоть до конца Второй империи, когда префект Осман приступил к реконструкции столицы. Не считаясь с исторической ценностью острова, Осман приказал снести все постройки между бывшим королевским дворцом и собором, а на их месте соорудил тяжеловесные здания больницы, префектуры полиции и коммерческого трибунала. Лишь площадь Дофин избежала этой участи. Три старинных улочки сохранились в непосредственной близости от собора. На одной из них (rue Chanoinnese) стоял дом, где жил и умер известный поэт XVI века Жоаким дю Белле.
Мемориал погибших в нацистских лагерях. В апреле 1962 года на восточной оконечности острова был открыт Мемориал погибших в нацистских лагерях. На церемонии открытия памятника присутствовал президент Франции генерал Шарль де Голль, которому принадлежала идея создания мемориала. Торжественный и строгий монумент сооружен из камней, привезенных из разных провинций Франции. Узкая лестница ведет вниз, где находится крипта с прахом Неизвестного узника, перенесенным сюда из нацистского концлагеря Штрутхоф в Эльзасе. На стене высечена эпитафия: «Эта крипта посвящена памяти двухсот тысяч французов, погибших в ночи и тумане, уничтоженных в нацистских лагерях в 1940-1945 годах». По сторонам узкого туннеля мерцают 200 тысяч хрустальных капель. В стенах замурован пепел из кремационных печей и земля, доставленная из Бухенвальда, Дахау, Майданека, Равенсбрюка и других лагерей смерти. На стенах мемориала – строки из произведений Арагона, Веркора, Сартра, Десноса, Элюара.
Вандомская площадь
Вандомская площадь застроена в конце правления Людовика XIV на месте владений герцога Вандомского (сына Генриха IV). Проект был разработан известным зодчим Жаном Ардуэн-Мансаром и предусматривал классическую схему «королевской» площади: нарядные особняки, образующие замкнутый прямоугольник, и конная статуя монарха в центре. Сначала была установлена статуя короля с гигантским париком на голове (одна из ее моделей хранится в Эрмитаже), затем приступили к строительству зданий. Однако очень скоро королевская казна иссякла, и архитектору пришлось проявить изобретательность, чтобы спасти идею проекта: Мансар срезал углы площади и придумал «экономичную» форму чердачного этажа в виде помещений с косым потолком (с тех пор они называются «мансардами»). В самом начале Революции бронзовая статуя короля была сброшена с пьедестала и переплавлена. При Наполеоне I на том же пьедестале была установлена Аустерлицкая колонна, позднее переименованная. Владельцами особняков на «королевской» площади были в основном финансовые контролеры, банкиры и ювелиры.
На Вандомской площади располагаются дорогие особняки. Еще одна достопримечательность Вандомской площади – это Колонна, высотой 44 метра спроектирована по образцу знаменитой колонны Траяна в Риме, но выше ее почти на 14 метров. Бронзовый ствол колонны отлит из 1250 австрийских и русских пушек, захваченных войсками Наполеона в ходе Аустерлицкого сражения. На стволе – 76 барельефов с эпизодами военной кампании 1805 г. Мраморный пьедестал бывшей королевской статуи покрыт бронзовыми изображениями воинской амуниции и оружия австрийских и русских войск. По воле Наполеона, искавшего тогда союза с Россией, на колонне отсутствуют какие-либо упоминания о русской армии. Колонна была сначала увенчана статуей Наполеона в тоге римского цезаря. В 1814 г. статуя была снята союзниками, и использована (вместе с другой статуей Наполеона) для отливки конной статуи Генриха IV, установленной на Новом мосту, а на верху Вандомской колонны был укреплен белый флаг. В 1833 г. при короле Луи-Филиппе на колонну была водружена новая статуя Наполеона I – на этот раз в виде «маленького капрала». Во время Парижской коммуны художник Гюстав Курбе, возглавлявший Комиссию по делам искусств, настоял на том, чтобы Вандомская колонна («символ грубой силы и ложной славы») была демонтирована. При огромном стечении народа колонну столкнули с пьедестала на гигантскую подстилку из соломы и навоза. Эта акция дорого обошлась Курбе: после падения Коммуны его обязали восстановить колонну за свой счет. Художнику пришлось продать все свои картины и эмигрировать в Швейцарию, где он и провел остаток своих дней. При Наполеоне III на колонне была установлена новая статуя Наполеона I в тоге римского императора. Статуя «маленького капрала» стоит теперь во дворе Дома Инвалидов.
Адрес: ближайшее метро Madeleine
Площадь Согласия
Площадь Согласия – одна из самых красивых в Париже – занимает обширный участок между Тюильрийским садом и Елисейскими полями. Площадь была разбита в середине XVII века по проекту архитектора Габриэля и сначала носила имя Людовика XV. Подобно другим «королевским» площадям, она была украшена конной статуей монарха, но было в ее планировке и нечто принципиально новое: она не застроена по периметру домами, благодаря чему с любой точки площади открываются широкие перспективы. Можно сказать – площадь пространственно связана с остальным городом.
Луксорский обелиск
Обелиск, украшающий площадь, — подарок египетского вице-короля Мехмета-Али. Он был доставлен в Париж из храма Амона в Фивах. Возраст монумента – примерно 3600 лет. Обелиск высечен из розового гранита. Высота его – 23 метра, вес – 230 тонн. С четырех сторон он покрыт иероглифами, прославляющими фараонов Рамзеса II и Рамзеса III.
Для транспортировки монументального «подарка» из Египта был построено грузовое судно «Луксор». Морское путешествие из Египта до Тулона продолжалось два года и 25 дней. Еще три года обелиск пролежал на берегу Сены, пока на площади монтировались подъемные устройства, разработанные инженером Аполлинером Леба. 16 августа 1835 года обелиск был установлен на гранитный пьедестал в присутствии королевской семьи и 200-тысячной толпы парижан. Кстати, на установку Луксорского обелиска ушло всего… три часа. Отдельные эпизоды транспортировки и установки изображены на пьедестале. В 1999 году верхушка Луксорского обелиска была увенчана золотым наконечником, на отливку которого ушло 1,5 кг чистого золота.
Фонтаны Гитторфа
По двум сторонам обелиска Гитторф установил два фонтана 9-метровой высоты, имитирующие фонтаны площади св. Петра в Риме. Фонтаны украшены статуями Тритона, Нереиды и других мифических персонажей, а также восемнадцатью ростральными колоннами. По вечерам фонтаны подсвечиваются. Недавно завершились работы по капитальной реставрации фонтанов.
Здания на площади Согласия
Площадь украшена фонтанами на «морскую тему» не случайно – в ее северной части высится здание Министерства морского флота. А по другую сторону Королевской улицы (rue Royale) находится один из самых роскошных парижских отелей – знаменитый отель Крийон (бывший дворец Омон). По своей архитектуре оба здания перекликаются с дворцами Лувра.
На площадь Согласия выходят еще два здания, стоящие в Тюильрийском саду: на углу улицы Риволи — здание Галереи современного искусства, а рядом с набережной Сены – музей «Оранжери», где выставлены поздние работы Клода Моне и некоторых его современников.
На углу площади Согласия и улицы Буасси-д’Англа (rue Boissy-d’Anglas) находится здание посольства США, построенное в 1930-1933 годах. В XIХ веке на этом месте стоял особняк, где в 1828-1842 годах располагалось посольство России.
Статуи восьми городов Франции
При короле Луи-Филиппе на площади Согласия были установлены восемь монументальных статуй, символизирующих крупные города Франции: Лион и Марсель, Бордо и Нант, Руан и Брест, Лилль и Страсбург. В 1870-1914 годах, когда Эльзас и Лотарингия были оккупированы немцами, статуя Страсбурга, покрытая черным крепом, стала местом патриотического паломничества французов.
Кони Марли
С 1795 года при въезде на Елисейские поля стоят две скульптурные группы, известные под названием «Кони Марли». В 1984 году оригиналы скульптур, сильно пострадавший от выхлопных газов, были перевезены в Лувр, а на их месте установлены безупречно выполненные копии.
В начале 50-х годов ХХ века кони Марли были «проданы» одним жуликом наивному американцу с тугим кошельком. К великому удивлению последнего французские власти не признали сделку законной, на попытку американца увезти коней ответили категорическим отказом и посоветовали ему повесить «купчую» у себя в спальне.
Адрес: ближайшее метро Champs-Elysees-Clemenceau