ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР КОМПАНИИ «БИЗНЕС-ЦЕНТР «ПЛАНЕТА-ТУР» ЕЛЕНА ЗРЯНИНА
1) Как вы подбираете новые кадры в свою компанию: через рекрутинговые компании, с помощью своей службы по подбору кадров, через вузы, другими способами (Интернет, личные связи)?
В последние годы мы подбираем кадры всеми возможными способами: через кадровые агентства, Интернет, рекомендации, личные связи. При таком бурном росте турфирм в столице настал настоящий кадровый голод. Спрос на квалифицированных сотрудников гораздо больше, чем число предложений на рынке. Из-за этого нередко происходит переоценка менеджеров: тот, кто уже что-то умеет, оценивает себя очень высоко, что часто бывает незаслуженно. Огромное значение имеет и человеческий фактор: хочется взять на работу человека, который впишется в коллектив и не будет его разрушать изнутри. Здоровая обстановка на фирме позволяет сделать гораздо больше. Единственное, чего мы не применяем, так это хэдхантинг. Кроме того, мы никогда не берем назад уволившегося сотрудника и не принимаем на работу родственников и друзей.
2) Взаимодействуете ли вы с нашими туристическими вузами? Как вы оцениваете уровень специалистов, только что закончивших туристические вузы?
У нас было несколько попыток контактировать с вузами. Но, к сожалению, даже те сотрудники, которым поручено содействовать в трудоустройстве своих студентов, не до конца понимают эту задачу. А ведь тот факт, что именно из этого Вуза турфирмы предпочитают брать студентов на работу, добавил бы авторитета и престижности учебному заведению. К сожалению, мы также можем отметить очень низкий уровень подготовки специалистов, а часто — и низкий интеллектуальный уровень выпускников. География, история, даже умение считать, зачастую оставляют желать лучшего. Легче самостоятельно научить нашей профессии того, кто готов к ней и осознанно идет на работу в турфирму, чем брать на работу таких выпускников.
3) Что, на ваш взгляд, надо изменить-усовершенствовать в программах обучения в вузах будущих работников туристических компаний? На что вузам следует сделать особый упор?
Во-первых, нужно повысить уровень отбора будущих студентов. Во-вторых, тщательно подходить к выбору преподавательского состава. Желательно иметь выходцев из турфирм или хотя бы приглашать их читать лекции, проводить тесты и деловые игры. В нашей отрасли все так быстро меняется, что даже те, кто каждый день работает, иногда не успевает перестроиться. Преподаватели, оторванные от практики, тем более не поспевают за веяниями времени. А ведь они должны «держать руку на пульсе». Наконец, студентам очень важно проходить в фирме практику. Но не 2 или 4 недели, а ближе к окончанию обучения и на долгий срок, чтобы определиться, где хочет работать будущий специалист, в операторской или агентской компании. На практике они могут подтянуть язык, работу на компьютере, научиться общаться с клиентом, взаимодействовать в коллективе. В-третьих, вузам нужно больше взаимодействовать с директорами турфирм. Ведь мы заинтересованы в подборе кадров для себя, но никто не идет нам навстречу! Дайте нам возможность выбора. Ведь у каждого из нас есть четкое представление о том, какого сотрудника мы хотим взять на работу, и у каждого — свои критерии.
4) Проводятся ли у вас в компании курсы по повышению уровня квалификации сотрудников? По каким темам? Кто их проводит: ваши топ-менеджеры или приглашенные специалисты? Если да, то откуда и почему?
— С каждым новым сотрудником я провожу первое обучение самостоятельно, чтобы он мог понять, как мы продаем продукт, и усвоил основные требования. На этом занятии он понимает субординацию на фирме, свою роль. Мы оговариваем вопросы, по которым он принимает решение самостоятельно, а потом «играем» в игру клиент-менеджер. Сразу становятся понятны вопросы, над которыми надо работать, и начинается работа по совершенствованию. Кроме того, мы проводим внутренние семинары для сотрудников и семинары для агентств. Подготовка менеджера к выступлению на таком семинаре — это тоже совершенствование. Менеджеры пишут статьи для сайта, готовят материал по своей стране. Мы приглашаем специалистов по тренингам. Правда, не все воспринимают тренинг одинаково. Зато после тренинга, как правило, видно, что из себя представляет данный сотрудник, насколько он готов работать в команде. Рекламный тур — тоже часть работы по самосовершенствованию. Поэтому каждый съездивший пишет отчет со своими впечатлениями и проводит мини-семинар с показом фото. «Рекламник» у нас — это, прежде всего, работа, а потом уже отдых, ведь фирма вкладывает в менеджера деньги и ждет отдачи. И еще. Недавно мы ввели проведение викторин для сотрудников. Викторина проводится для всех менеджеров по нашим операторским направлениям. Победитель по каждой стране получает промежуточный приз, а тому, кто выиграет все этапы, достанется поездка в Швейцарию. Это стимулирует людей находить ответы на сложные вопросы, а, значит, и расти в профессиональном смысле.