В небольшом местечке Ваттенс, что в 12 км восточнее Инсбрука в 1895 году Даниель Сваровски, уроженец чешской Богемии, открыл небольшой завод по обработке кристаллов из хрусталя и по производству изделий из него. В 1891 году он запатентовал первый в мире электрический шлифовальный станок. Через 100 лет фирма Сваровски насчитывала 10000 сотрудников и поставляла свои изделия из хрусталя во все страны мира.
При подготовке празднования столетнего юбилея в 1995 году было решено отметить это событие не в совсем обычной форме, создать не просто музей истории фирмы, истории технологий, биографии Сваровски. Было решено создать музей, где все люди бы почувствовали красоты хрусталя. Семья Сваровски обратилась к Андре Геллеру, австрийскому мультимедиа-гуру, и поручила ему разработку постоянной выставки хрусталя. И Геллер с блестяще выполнил возложенное на него задание.
Напротив завода Сваровски он создал подземные «Хрустальные миры Сваровски». Музей-пещера — это лабиринт из нескольких комнат, которые соединены между собой узкими переходами и лестницами. Вход в музей постоянно охраняет великан с поросшей зеленой травой головой. Глаза исполина огромные, как футбольные мячи, сделаны из зеленых кристаллов и таинственно сверкают, особенно в темноте. Изо рта великана, в бассейн, расположенный перед ним, непрерывно низвергается водопад. Справа от великана Геллер разбил сад-лабиринт в виде руки, в этом лабиринте посетители могут легко заблудиться.
Первый зал этого музея без окон «заманивает» нас интенсивными цветами: светящийся синий цвет стен и интенсивный красный цвет высокого потолка создают магический фон для экспонатов музея. И мы уже готовы восхищаться и самым большим хрустальным кристаллом (300 000 карат, 40 см в диаметре) и самым маленьким кристаллом (0,8 миллиметра, виден только под микроскопом) фирмы «Сваровски», «потекшими» стеклянными часами Сальвадора Дали, выложенной из искусственных кристаллов стеной высотой 11 и длиной 42 метра, на которую ушло 12 тонн кристаллов (и это меньше, чем половина дневного производства на заводе «Сваровски»).
В следующий зал ведет Eisgasse — небольшая дорожка метр в ширину и десять в длину. Здесь звуки сопровождают шаги посетителей. На этой таинственной хрустальной дорожке, состоящей из многих мелких хрусталиков, снова и снова, как в детском калейдоскопе, сменяются следы: новые формы, новые цвета…
Следующий зал — «Planet der Kristalle» (Хрустальная планета). Здесь трех-мерное шоу заколдует посетителей, которые без специальных очков смогут наблюдать как при помощи трехмерной анимации и «хрустальных метафор» будет рассказано о происхождении мира. Стеклянное небо, знакомые созвездия, мерцание звезд…Звезды постепенно гаснут и вдруг — Большой взрыв — можно наблюдать рождение Хрустальной планеты. Появляются голубые океаны, зеленеют материки, появляется жизнь: появляются и растут трехмерные рыбы, порхают и щебечут хрустальные птицы и лазерные лучи изображают абстрактные фигуры на переднем плане. Голографический эффект, достигаемый с помощью кристаллов от «Svarovski» и новейших аудиовизуальных технологий, разворачивает перед вами почти реальные картины естественной истории Земли, где за считанные мгновения можно наблюдать всю эволюцию Хрустальной планеты.
Следующий зал — «Kristalldom». Он появляется внезапно, теперь сияющие стены везде, теперь посетитель не смотрит на кристаллы — он находится внутри одного из них. 590 треугольных зеркал преломляют свет, чередуя световые эффекты: метафоры для утра, дня, вечера. Зеркала создают сказочную иллюзию, их многократное отражение расширяет помещение до бесконечности. Здесь многократно отражаются звуки, изумительна акустика: звук отражается и возникает эхо.
«Kristall-Kaleidoskop» — В этом зале находятся две пирамиды, расположенные одна над другой, вершинами друг к другу.
«Kristalltheaters» — В расположенных по бокам нишах Хрустального театра стоят и двигаются фигуры в натуральную величину. Здесь расцветают хрустальные цветы, порхают переливающиеся разными цветами бабочки, созревают хрустальные плоды.
«Kristallkalligraphie» — Желание раздвинуть языковые границы и привела к концепиции хрустальной каллиграфии, погруженной в зелено — голубые цвета виртуозом Паулем Зайде. Работа посвящена экспрессионисту Георгу Траклю из Инсбрука, чьи слова «Im blauen Kristall wohnt der Mensch» (в голубом хрустале живет человек) можно воспринять как девиз.
«Meditationsraum von Eno Room» — осмотр заканчивается комнатой медитаций от Бриана Эно. Здесь игра света, мало музыки и мало слов. Это тихий клуб (Quiit Club), который дает возможность посетителю помедитировать. Музыка сопровождает нас с первого шага в музее. Скрипач Сваровски, как известно, требовал от своих сотрудников, чтобы в готовых изделиях чувствовалась «музыка хрусталя».
В 1976 году фирма изготовила первую хрустальную фигурку — маленькую мышку. А с 1988 года символом фирмы стал лебедь. И до настоящего момента фирма «Сваровски» выпустила около 300 различных фигурок. Эти миниатюрные фигурки так полюбились людям, что был создан специальный клуб «Клуб коллекционеров изделий от Сваровски». Этот клуб имеет даже свое помещение — «Sammler-Club» — в «Хрустальных мирах Сваровски». Это место встречи единомышленников, здесь можно обменяться фигурками, обсудить животрепещущие вопросы, новые идеи, проекты. Около полумиллиона человек со всего мира входят в этот клуб.
Преобразование кристаллов всегда было частью концепции «Хрустальных миров Сваровски». Сейчас наступило время для новых открытий в «мире чудес». Андре Хеллер не устает повторять, что кристалл — это символ обновления и преобразования, «Хрустальные миры Сваровски» — это тоже страна чудесных открытий, где кристаллы непрерывно изменяются, словно «волшебная сказка, которая никогда не должна закончиться».