Религиозное наследие

В IX веке, после разрушительных нормандских вторжений, в Бретани начинается религиозное возрождение: переживают расцвет аббатства, строятся новые церкви. В период с XII по XV века пожертвования герцогов династии де Монфор и высшего дворянства позволяют реконструировать большинство соборов. С XIV по XVIII века повсюду отстраиваются многочисленные деревенские церкви и часовни. Эти памятники культовой архитектуры свидетельствуют о глубокой религиозности бретонцев, не убывающей на протяжении столетий.

Приходские церкви

Через парадные скульптурные ворота вы попадаете на огороженный участок вокруг храма. Обычно архитектурный ансамбль объединяет саму церковь, оссуарий и каменное распятие — изображение Голгофы. Это место, где мир живых соприкасается с миром усопших. Поскольку территория приходского кладбища была ограничена, останки периодически извлекали из могил, чтобы освободить место. После этого их помещали в особое строение, называемое оссуарием («костехранилищем»). Изображение Голгофы – это гранитное распятие, основанием которому служат скульптурные сцены из Евангелия. Эти типичные для Бретани памятники в старину служили священникам для религиозного просвещения. В каком-то смысле, изображения Голгофы являются усложненным вариантом придорожного креста, которые в Бретани сотнями встречаются в сельской местности. Самые значительные приходские церкви находятся в Финистере, в местечках Гимильо (Guimiliau), Ламполь-Гимильо (Lampaul-Guimiliau), Сен-Тегоннек (Saint-Thegonnec), Ля-Мартир (La Martyre), Коммана (Commana), Сизан (Sizun) и Плейбен (Pleyben).

Крестный ход (Le Pardon)

На праздники в честь святого-покровителя каждый год собираются верующие из одного или нескольких приходов. После торжественной службы начинается шествие: процессия, поющая церковные гимны, несет хоругви, реликвии, статуи святых и кресты. Торжественная религиозная церемония завершается светским празднеством с традиционными танцами, музыкой и играми. Крестный ход в церкви Сент-Анн д’Орэ (Anne d’Auray) в Морбиане является одним из самых многолюдных в Бретани. Бретань – страна морская, многие зависят от моря-кормильца, поэтому здесь возникли и прездники с «морским крестным ходом». Процессия прибывает в порт, после чего церковнослужители, дети и ковчег с мощами святого погружаются на корабль. Затем священник благословляет все корабли в порту, как это происходит, например, во время праздника Св. Якова в Локиреке (Финистер) и во время церемонии освящения Курро на острове Груа (Морбиан).

Паломничество Тро-Брез (Tro Breiz)

Почести семи святым-основателям воздаются во время самого знаменитого из бретонских паломничеств: Тро-Брез (в переводе с бретонского — «обход Бретани»). Каждый верующий должен хотя бы раз в жизни совершить обход могил всех семи святых и семи епархий: Самсона в Доле, Мало в Сен-Мало, Брие в Сен-Брие, Тугдуаля в Трегье, Павла Аврелия в Сен-Поль-де-Леон, Корентина в Кемпере и Патерна в Ване. В старину говорили, что если не сделать этого при жизни, то придется все равно пройти путь после смерти, но продвигаться вперед будешь не более, чем на длину собственного гроба. Паломник должен за тридцать дней пешком пройти 500 километров, по 20 километров в день. Каждый собор на этом пути выставляет на обозрение свои реликвии и принимает пожертвования пилигримов. В XVI веке более 30 000 человек в год совершали это паломничество. Сегодня путь духовного и культурного совершенствования приобрел более современный облик – паломничество можно совершить не только пешком, но и на велосипеде, на лошади, на машине или автобусе, — однако маршрут “Тро Брез” по-прежнему позволяет каждому познакомиться с религиозным наследием Бретани.

Святые

Святые занимают важное место в повседневной жизни бретонцев, о чем свидетельствуют многочисленные священные источники, паломничества, вотивные приношения по обету (ex-voto) и часовни. Святые исчисляются сотнями (пережиток кельтского политеизма), наиболее важные признаны церковью, остальных «просто» почитают жители деревень. Культ Святой Анны прочно укоренен в сознании бретонцев. Святой Фиарк и святой Яков покровительствуют, соответственно, садоводам и морякам, Святая Варвара является покровительницей пожарных. Есть святые-исцелители и «ветеринары», которые защищают от болезней людей и животных…

Святой Ив, покровитель бретонцев

Ив Элори де Кермартен родился в 1253 году в Трегье. Воспитанный в христианской вере, в 27 лет он был назначен церковным судьей. Он стал защитником бедных и убогих, но смерть прервала его благие деяния на пятидесятом году жизни. Ив де Кермартен был канонизирован в 1347 году папой Клементом VI: таким образом, Святой Ив стал одним из немногих официальных святых Бретани. Ежегодно 19 мая верующие собираются в Трегье, чтобы поклониться мощам святого, и в этот день лучше не иметь проблем с юстицией – адвокаты со всей Франции съезжаются на один день в маленький бретонский городок. Культ Святого Ива — покровителя юристов — распространен во всей Европе и даже в Америке. Вслед за Святой Анной, святой Ив стал покровителем Бретани в 1924 году, в 2003 году праздновалось 700-летие с его смерти.

Яндекс.Метрика