Джазовый фестиваль в Монтрё

Первая джазовая знаменитость согласилась приехать из Нью-Йорка в тихий городок Монтрё на берегу Женевского озера, скорее, из любопытства. Тогда — в конце 60-х прошлого века — певица Роберта Флэк и не подозревала о том, что на уме у настырного швейцарца по имени Клод Нобс, уговорившего ее спеть в маленьком местном кафе за 500 долларов. «А сейчас на пресс-конференциях джазового фестиваля народу собирается больше, чем было на нашем первом концерте», — не без гордости говорит бес-cменный директор и вдохновитель Montreux Jazz Festival Клод Нобс. Он же — изобретатель новой валюты, имеющей хождение раз в году, и только в Монтрё. Единица этой валюты — правильно, один «джаз». В этом году Монтрё провел свой знаменитый джазовый фестиваль с 2 по 17 июля уже в 44-й раз.

Клод Нобс — фигура в музыкальных кругах, можно сказать, легендарная. Кстати, его имя увековечено в суперхите «Smoke On The Water» («Дым над водой») группы «Deep Purple» — казалось бы, не имеющем никакого отношения к джазу, но — самым прямым образом связанном с Монтрё. В 1971 году, во время концерта Фрэнка Заппы, проходившего в местном казино, кто-то из зрителей пальнул в потолок из ракетницы. Начался сильный пожар. Музыканты «Deep Purple», которые приехали в Монтрё записывать свой новый альбом «Machine Head», стали свидетелями того, как дотла сгорел зал, в котором должна была проходить запись. Организатор концерта Клод Нобс принимал самое непосредственное участие в эвакуации зрителей: выносил подростков на руках через сцену и, говорят, чуть не погиб, спасая тех, кто в панике бросился к главному входу и заблудился. «Мы поняли, что казино и студии настала крышка, и отправились в «Гранд-отель» «досматривать» пожар, — вспоминает в одном из интервью Ян Гиллан. — А потом с гор налетел ветер и понес дым в сторону Женевского озера, которое вскоре полностью покрылось пеленой. Роджер (Роджер Гловер — бас-гитарист «Deep Purple». — Ред.) тогда написал на салфетке: «Дым над водо…» Так родилась песня «Smoke On The Water», ставшая классикой рок-н-ролла. Не был забыт и героизм «спасателя» из Монтрё — музыкального продюсера Клода Нобса: в тексте песни есть такие слова: «Funky Claude was running in and out/ Pulling kids out of the ground».
Начинал свою карьеру молодой Клод, сын булочника и медсестры, не очень музыкально — на кухне отеля «Швайцерхоф» в Базеле. И очень быстро стал одним из лучших поваров в стране. Перебравшись в родной Монтрё, он вспомнил о своей джазовой страсти и придумал, как завлечь побольше туристов в городок, где очень тихо, красиво и… скучно. Так в 1967 году и родился трехдневный джазовый фестиваль, который сегодня перерос в почти трехнедельный музыкальный марафон. Он по-прежнему называется джазовым, хотя джаза в его программе осталось не так много и «подают» его, словно на десерт, — что поделать, не коммерческая это музыка. Клод Нобс и его команда предлагают основное меню покруче и на любой вкус — рок, блюз, поп, регги. Клод Нобс нашел-таки рецепт, который сделал эклектичный фестиваль в Монтрё одним из самых значительных событий в мировой музыкальной афише.
В этом году на второй день фестиваля, к примеру, выступали «ветераны» «Deep Purple» вместе со «Status Quo». Над набережной Монтрё снова витали тяжелые духи рока, экологически чистый швейцарский воздух впитывал запахи разнообразной кухни местных ресторанов, в открытое в прошлом году новое казино стекалась публика с толстыми кошельками и паспортами разнообразных стран. А на прибрежных камнях самые «улетные» фаны курили «травку» — дым над водой, море по колено…

Нон-стоп-шоу

ГЛАВНАЯ концертная площадка — в «Аудиториум Стравински». Этот великолепный комплекс из стекла и бетона нисколько не портит своим модернистским прикидом общий план классического и тихого европейского городка. Музыканты говорят, что в зале отличная акустика. И, добавлю от себя, не менее интересна «закустика» в барах и кафе.
Кстати, комплекс не случайно носит имя русского композитора Игоря Стравинского, который некоторое время проживал в Монтрё (1910–1912 гг.). Здесь он написал части своих знаменитых произведений — «Петрушка» и «Весна священная». В Монтрё есть даже Rue du Sacre Printemps — улица Весны священной. Музыкальный, конечно, он, этот городок Монтрё. Я уж молчу про памятники покойным Фредди Меркьюри и Майлзу Дэвису, живому Би Би Кингу…
В зале жарко от ритма, тесного дыхания. Не беда, можно наблюдать за концертом в фойе, где на крупном дисплее идет трансляция происходящего в зале. Заказывай коктейль — и рассматривай кумира крупным планом. По соседству раскачивается на высоком бар-стулe какая-то леди, приехавшая «послушать Фила Коллинза специально из Лас-Вегаса». Она говорит, что поняла наконец, отчего Европу американцы называют старомодной. Уж очень зажатые они, европейцы. «Почему никто не танцует? Расслабляйтесь, люди!» Релаксировать надо активно и свободно — так, как это понимает моя случайная соседка. Она танцует одна.

Музыка для толстых и тонких

ПОСЛЕ концерта не стоит спешить домой. Время около полуночи, до пяти утра есть еще на что посмотреть. В джаз-клубе того же комплекса «Стравински» начинает играть итальянский джаз-банд «Funk Оff». Ребята в потертых штанах больше напоминают футбольную команду, которая вдруг принялась стучать в барабаны, дуть в саксофоны. Но в целом впечатляет: не группа, а радость жизни!
Чтобы послушать музыку, совсем не обязательно идти в концертные залы. И на билетах можно сэкономить: в парке Vernex или Rouvenaz бесплатные концерты каждый вечер. В каком-то смысле здесь даже интересней. Нет раскрученных имен вроде Карлоса Сантаны или Би Би Кинга, зато на воздухе много сценической свободы и эксперимента. Наряду с британским хардом африканцы играют, а израильтяне свингуют совершенно на свой лад, совсем не похожий на орлеанский джаз. С вокзала Монтрё курсируют до Гштаада и Рош-де-Нэй поезда, в которых тоже играют джаз-банды: пейзаж, напитки и jam sessions. А с причала уходят пароходы в трехчасовой музыкальный круиз. В холлах отеля Montreux Palace в дни фестиваля проходила конкурсная программа пианистов, вокала и впервые в этом году — исполнителей на гитаре. По всей набережной Монтрё открыты всевозможные рестораны, кафе, игротеки, бутики — целый километр прогулок по торговой ярмарке. Здесь нарисуют ваш портрет или картинку-граффити, сделают прическу африканских племен, пирсинг или татуировку, наконец, азиатский массаж с видом на озеро. И никто с вас не возьмет за услугу или сервис ни евро, ни доллары, ни швейцарские франки. Платить надо джазами — есть такая уникальная валюта, изобретенная Клодом Нобсом. Меняешь свои кровные в обменных пунктах фестиваля на эти джазы — и гуляй на здоровье. В основном это медные монеты достоинством в 1/2, 1, 2 и 5 джазов. В этом сезоне появилась и купюра в 10 джазов.
Каким еще диковинкам могли бы удивиться на фестивале в Монтрё? Наверное, присутствию российских музыкантов. В пресс-центре фестиваля мне так и не нашли что сказать по этому поводу. Вспомнили с трудом приезд сибирского джаз-оркестра несколько лет назад. И еще историю о том, как до фестиваля добрался из Москвы русский пианист без гроша в кармане только для того, чтобы побывать на этом празднике. Устроители узнали об этом чудаке и оценили поступок. Устроили паломника в лучший отель с полным пансионом и дали возможность выступить!
Музыка, она для всех — толстых и тонких, больших и маленьких. Устраивайся поудобнее перед сценой, слушай и не слишком топай ногами…

Материалы взяты с сайта АИФ Европа.

Официальный сайт фестиваля — www.montreuxjazz.com

Яндекс.Метрика