Нон-стоп-шоу
ГЛАВНАЯ концертная площадка — в «Аудиториум Стравински». Этот великолепный комплекс из стекла и бетона нисколько не портит своим модернистским прикидом общий план классического и тихого европейского городка. Музыканты говорят, что в зале отличная акустика. И, добавлю от себя, не менее интересна «закустика» в барах и кафе.
Кстати, комплекс не случайно носит имя русского композитора Игоря Стравинского, который некоторое время проживал в Монтрё (1910–1912 гг.). Здесь он написал части своих знаменитых произведений — «Петрушка» и «Весна священная». В Монтрё есть даже Rue du Sacre Printemps — улица Весны священной. Музыкальный, конечно, он, этот городок Монтрё. Я уж молчу про памятники покойным Фредди Меркьюри и Майлзу Дэвису, живому Би Би Кингу…
В зале жарко от ритма, тесного дыхания. Не беда, можно наблюдать за концертом в фойе, где на крупном дисплее идет трансляция происходящего в зале. Заказывай коктейль — и рассматривай кумира крупным планом. По соседству раскачивается на высоком бар-стулe какая-то леди, приехавшая «послушать Фила Коллинза специально из Лас-Вегаса». Она говорит, что поняла наконец, отчего Европу американцы называют старомодной. Уж очень зажатые они, европейцы. «Почему никто не танцует? Расслабляйтесь, люди!» Релаксировать надо активно и свободно — так, как это понимает моя случайная соседка. Она танцует одна.
Музыка для толстых и тонких
ПОСЛЕ концерта не стоит спешить домой. Время около полуночи, до пяти утра есть еще на что посмотреть. В джаз-клубе того же комплекса «Стравински» начинает играть итальянский джаз-банд «Funk Оff». Ребята в потертых штанах больше напоминают футбольную команду, которая вдруг принялась стучать в барабаны, дуть в саксофоны. Но в целом впечатляет: не группа, а радость жизни!
Чтобы послушать музыку, совсем не обязательно идти в концертные залы. И на билетах можно сэкономить: в парке Vernex или Rouvenaz бесплатные концерты каждый вечер. В каком-то смысле здесь даже интересней. Нет раскрученных имен вроде Карлоса Сантаны или Би Би Кинга, зато на воздухе много сценической свободы и эксперимента. Наряду с британским хардом африканцы играют, а израильтяне свингуют совершенно на свой лад, совсем не похожий на орлеанский джаз. С вокзала Монтрё курсируют до Гштаада и Рош-де-Нэй поезда, в которых тоже играют джаз-банды: пейзаж, напитки и jam sessions. А с причала уходят пароходы в трехчасовой музыкальный круиз.
В холлах отеля Montreux Palace в дни фестиваля проходила конкурсная программа пианистов, вокала и впервые в этом году — исполнителей на гитаре. По всей набережной Монтрё открыты всевозможные рестораны, кафе, игротеки, бутики — целый километр прогулок по торговой ярмарке. Здесь нарисуют ваш портрет или картинку-граффити, сделают прическу африканских племен, пирсинг или татуировку, наконец, азиатский массаж с видом на озеро. И никто с вас не возьмет за услугу или сервис ни евро, ни доллары, ни швейцарские франки. Платить надо джазами — есть такая уникальная валюта, изобретенная Клодом Нобсом. Меняешь свои кровные в обменных пунктах фестиваля на эти джазы — и гуляй на здоровье. В основном это медные монеты достоинством в 1/2, 1, 2 и 5 джазов. В этом сезоне появилась и купюра в 10 джазов.
Каким еще диковинкам могли бы удивиться на фестивале в Монтрё? Наверное, присутствию российских музыкантов. В пресс-центре фестиваля мне так и не нашли что сказать по этому поводу. Вспомнили с трудом приезд сибирского джаз-оркестра несколько лет назад. И еще историю о том, как до фестиваля добрался из Москвы русский пианист без гроша в кармане только для того, чтобы побывать на этом празднике. Устроители узнали об этом чудаке и оценили поступок. Устроили паломника в лучший отель с полным пансионом и дали возможность выступить!
Музыка, она для всех — толстых и тонких, больших и маленьких. Устраивайся поудобнее перед сценой, слушай и не слишком топай ногами…
Материалы взяты с сайта АИФ Европа.
Официальный сайт фестиваля — www.montreuxjazz.com